emelyaschool — Сеть детских ботанических садов Российской Федерации
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Емельяновская средняя общеобразовательная школа
Название учреждения (в соответствии с данными ЕГРЮЛ и уставом)муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Емельяновская средняя общеобразовательная школа
Регион (субъект РФ)Московская область
ИНН5033008212
Фамилия, имя и отчество руководителяКоролева Ирина Борисовна
Должность руководителядиректор
Юридический адрес140578 Московская область, Г.о. Коломна, д Емельяновка, ул Садовая, д 7
Телефон84967041419
Адрес электронной почтыemelyaschool@inbox.ru
Адрес официального сайтаhttp://ozemsch.edumsko.ru
Фамилия, имя и отчество ответственного за детский ботанический садКолосова Снежана Сергеевна
Должность ответственного за детский ботанический садстарший воспитатель
Ссылки на интернет-ресурсы детского ботанического сада (при наличии)
Положение о детском ботаническом садеhttps://sdbsrf.fedcdo.ru/wp-content/uploads/2024/02/Положение-ботанический-сад-5.pdf
Численность сотрудников детского ботанического сада11
Краткая характеристика коллекционных фондов
Каталог коллекций
Дополнительные общеобразовательные программы, реализуемые на базе детского ботанического садаhttps://sdbsrf.fedcdo.ru/wp-content/uploads/2024/02/юный-эколог.docx
Проекты, которых участвует детский ботанический сад

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ  ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

Емельяновская средняя общеобразовательная школа

140578, Московская область, Г.о. Коломна, деревня Емельяновка, улица Садовая

Педагогический проект в старшей разновозрастной группе детского сада

«Огурец – молодец!»

 

 

 

 

 

 

Автор: Короткая Екатерина Александровна,

воспитатель высшей квалификационной категории

2023 г

» Дети — прирожденные исследователи, неутомимые и старательные. Нужно только по — настоящему увлечь их предметом исследования »

 

 

Введение

В реализации проекта принимают участие дети старшей группы МБОУ

Дошкольного отделения  Озерского района

Московской области, воспитатели, родители.

 

Актуальность проекта

Огромную роль в экологическом воспитании детей играет практическая, исследовательская деятельность.  Как известно, «самое лучшее открытие то, которое ребенок делает сам».

В проекте участвуют как дети (5-6 лет), так и их родители. Для решения поставленной цели дети используют знания и навыки, приобретенные в различных видах деятельности, что естественно способствует всестороннему развитию самого ребенка, формирует навыки сотрудничества. Многие дети ежегодно видят, как родители сажают рассаду огурцов в ящиках на подоконнике, затем высаживают на грядки, ухаживают и собирают урожай, идущих в пищу огурцов как в свежем, так и в переработанном виде. Ведь самый верный способ получить экологически чистый продукт – это вырастить самому.

Данная работа актуальна тем, что выращивание огурцов из семян и наблюдение за ними – очень увлекательный и познавательный процесс. Проект даст возможность детям задуматься: как растет огурец, какие условия

необходимы для его роста,  и чем же он полезен. Умение самим посадить

огурец, ухаживать за ним, вырастить, пронаблюдать за всеми фазами развития растения от прорастания семечка до появления первых цветов или плодов – волшебство природы в действии. Требуется много времени и терпения, прежде чем вырастет полноценное растение.  А самое важное – это

хороший способ употреблять в пищу собственные экологически чистые

продукты.

 

 

Продолжительность проекта: долгосрочный.

Тип проекта: познавательно-исследовательский с подгруппой детей 5-6 лет.

Участники проекта: дети старшей группы «Колокольчик», воспитатели, родители воспитанников.

Цель работы: Расширение кругозора.

Задачи работы:

1 Познакомить детей с тем, как выращивают огурцы.

2 Вырастить огурцы из семени.

3 Оформить альбом детских рисунков «Огурец – молодец!»

 

Методы работы:

1 Сбор информации о сортах огурцов: беседа с воспитателями, поиск информации об огурцах совместно с родителями в различных средствах массовой информации, в т.ч. интернет-сети, чтение книг.

2 Подготовка оборудования: горшки и стаканчики для посева семян, семена, грунт, дренаж, лейки с водой, маленькие совочки.

3 Зарисовка этапов работы, распределить рисунки детей, содержащих фамилию и имя ребенка, уложить в файлы, сброшюровать в альбом.

Ожидаемые результаты:

1 Получим знания о выращивании огурцов.

2 Вырастим огурцы из семени.

3 Оформим альбом детских рисунков «Огурец – молодец!»

Основная часть

Этап 1: подготовительный

Проект возник по инициативе самих детей группы.

Перед началом проекта я проинформировала  родителей о том, что в группе будет реализовываться экологический проект « Расти, расти, огурчик!». Все родители поддержали идею проведения проекта и приняли активное участие в нем. Они совместно с детьми искали информацию об огурцах в интернет сети, читали художественную литературу: поговорки, стихи, сказки, загадки об огурцах и других овощах. Подготовили грунт и семена для посадки.

Предварительная работа, прежде чем начать эксперимент:  беседа с воспитателем о том, как можно вырастить огурец; сбор иллюстраций по теме проекта;  подготовка дневника наблюдений за ростом растений для последующего его заполнения; подбор картотек дидактических игр; материалов для бесед; подготовила мультимедийную презентацию: «Как прорастает семя».

В групповой комнате детского сада выбрали светлое место — южный подоконник, решив там сделать огород.

Отобрали крупные, ровные семена огурцов равномерного светлого цвета, проверили их на всхожесть.
Для обеззараживания семена огурцов перед посевом поместили в 1% раствор марганцовки   на 20-30 минут. После этого семена промыли и выложили на влажную марлю; семена оставили прорастать. Как только их носики треснули, семена готовы к посеву в стаканчики.

Подготовили с родителями почву из дерна, перегноя, торфа (в соотношении 1:1:1:1). Продезинфицировали ее раствором марганца.

Подготовили емкости для посадки (стаканчики, горшочки) с дренажными отверстиями. На дно насыпали мелкий гравий слоем 2 см, а затем почвенную смесь.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Этап 2  начальный

Прежде чем приступить к работе, предлагала детям подумать,  какие

условия необходимы растению для роста.  Раздала каждому ребенку  стаканчик с землей, пророщенные семена. На каждую емкость сделали наклейку с именем ребенка. В днище каждого стаканчика предварительно проделали несколько небольших дырочек, которые дадут доступ в них кислороду.

Проросшие семена уложили в углубление 1,5 см во влажную землю, засыпали влажным грунтом и поставить в тёплое место +25ºС, как минимум. После появления всходов, переставили на светлый подоконник попрохладнее, около 20°С.

 

 

 

Зарисовали: посев семян, появление ростков.

 

Этап 3 основной

Уход за растениями.

После посадки семян в почву, регулярно просматривали посадки. С момента

появления первых зеленых ростков землю в стаканчиках постоянно

увлажняли. Воду для полива  использовали отстоявшуюся, температура

которой максимально приближена к комнатной. Следили за тем, чтобы не

было чрезмерного полива семени, иначе оно может отгнить.

 

Через 2 недели после прорастания семени, огурцы удобрили, применив готовые смеси для подкормки. Спустя 2 недели после первой подкормки и на всем этапе плодоношения огурцов повторили подкормку.

По прошествии 3 – 4 недель рассада хорошо окрепла, и  мы аккуратно разрезали стаканчик, достали сеянец вместе со всем содержимым и перенесли в ранее приготовленную ямку в горшочках. После этого присыпали саженец землей и немного уплотнили ее.

Когда завязались первые зеленцы, верхушку стебля прищипнули, дав рост боковым плетям, на которых всегда больше бывает зеленцов. Оставили 2-3 плети, которые прищипывают над 10-м листом. У них начали расти свои плети из пазух листьев. Формировали дальше растение, не перегружая, ведь земли-то у нас мало.

Организовали подвязку для огуречных плетей, чтобы им доставалось больше солнечного света. Сделали это аккуратно, не повредив листья, которые необходимы растению для правильного питания.

Влажность почвы оказывает существенное влияние не только на урожайность, но и на здоровье растений. Недостаточно влаги – огурцов мало и их внешний вид желает лучшего. Много влаги, да еще при недостаточных температурах обязательно приведет к загниванию корневой системы и гибели огурцов. Поливали растение  своевременно. С появлением цветков полив немного увеличили, а появление завязи это сигнал для резкого увеличения количества влаги,  ее недостаток  негативно влияет на  развитие, внешний вид и количество огурцов.

Зарисовали посадку семени и постепенный рост растения. Отмечали в таблице, как развивалось растение.

Дата Развитие растения в грунте

 

1.02 Подбор посадочного материала
10-13.02 Замачивание семян
16.02 Посадка семян в грунт
22.02 Появление первых листков
24.02 Пересадка рассады в горшочки
28.02 Подвязка огуречных плетей
13.03 Появление первых соцветий, плодов
30.03 Сбор урожая
Увлажнение и рыхление почвы по мере необходимости

 

 

 

По окончании исследования получились следующие результаты:

Огурцы, выращенные в плодородном сбалансированном грунте, при своевременном поливе и стабильной комнатной температуре,  имеют крепкий ствол, широкие листья, цвет зелени темный и насыщенный, и хорошую урожайность.

 

 

Этап 4:

Самый приятный момент – сбор урожая. Плоды стали срывать через полтора месяца.  Делали это аккуратно, не вредя растению, по мере подрастания плодов до небольших размеров для того, чтобы растение наращивало новые огурчики и не тратило силы на спелые. Собрав урожай, нюхали и пробовали на вкус, угощали ребят из другой группы.

Оформили альбом детских рисунков «Огурец – молодец!»

Заключение

Результаты:

1 Получили знания о выращивании огурцов. Познакомились с процессом выращивания огурцов из семени.

2 Вырастили огурцы из семени до плода.

3 Оформили альбом детских рисунков «Огурец – молодец!»

Вывод:

Цель достигнута. Мы наблюдали за процессом роста огурцов и долгая, интересная работа получения огурца из семени принесла успех – дети кушали огурчики  со своего огорода на подоконнике сами и угощали  других детей.

Расширили знания об овощах.

Планируем вырастить рассаду для посадки в открытый грунт на огороде в детском саду.

 

Используемая литература:

 

  1. Николаева С.Н. Методика экологического воспитания дошкольников. Учебное пособие.-М.: Издательский центр «Академия»

2.. Николаева С.Н Система работы с детьми в старшей группе детского сада.-М.:МОЗАИКА-СИНТЕЗ

  1. Иванова А. И. «Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду. Мир растений»
  2. Рыжова Н.А. «Экологическое образование в детском саду».-М.:Изд.Дом «Карапуз»
  3. Соломенникова О. А. Экологическое воспитание в детском саду.

Программа и методические рекомендации. –2-е изд.-М.: Мозаика-Синтез

  1. Ресурсы Интернета
Фотоматериалы, характеризующие территорию детского ботанического садаhttps://sdbsrf.fedcdo.ru/wp-content/uploads/2024/02/фото-растений-сад.zip
Контактные данные лица, ответственного за заполнение паспорта (ФИО, адрес электронной почты, телефон)Алехина Наталья Анатольевна, 89030015530, emelyaschool@inbox.ru